Питомник 

Цель: Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.  

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
  • Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами  дуба.
  • Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

 

Экологическая сказка «Семечко»
 

       Жило-было семечко. Лежало оно на зеленой поляне и не знало, для чего оно на свет рождено. Вот однажды увидело семечко репей, и так репей ему понравился, что семечко попросило:

— О, прекрасный цветок! Позволь мне остаться с тобой и стать братом твоим семечкам. Я стану таким же ярким, большим и красивым, как ты!

— Нет,- ответил репей,- у семян моих есть крючочки. Как пристанем мы к шерсти животных, так и попадем на другое место, и там вырастет новый прекрасный репей. А где твои крючочки? Ты гладкий и жалкий! Поникло семечко и побрело дальше. Вдруг увидело семечко могучее дерево ель, и так ель ему понравилось, что семечко спросило:

— О, могучее дерево! Позволь мне остаться с тобой и стать братом твоим семечкам. Я стану таким же огромным, стройным, и раскидистым, как ты! — Нет,- ответила ель,- у меня есть шишки, как созреют шишки так и упадут они на землю, там вырастит новая могучая ель.

      .. А где твои шишки? Ты гладкий и жалкий! Стыдно стало семечку, что ни для чего оно не годно. И решило семечко спрятаться от всего белого света. И зарылось оно в землю рыхлую.     

        Солнышко ярко светило на землю — тепло доставалось и семечку. Дождик щедро поливал землю — вода доставалась и семечку. И само того не замечая, стало семечко прорастать. Сначала маленький росток из семечка получился, потом все больше и больше. И так приятно стало семечку солнышком и дождиком питаться, что забыло оно о своей беде. Много зим и вёсен прошло, когда выросла из нашего семечка большая-пребольшая…елочка!

         Тогда семечко и поняло, для чего оно на свет рождено. И стали на ветвях появляться иголки, а в них таких семечек — видимо-невидимо.

  1. Кого встретило семечко? Как переносятся семена ели? (Педагог показывает картинки с похожими семенами).
  2. Что нужно для того, чтобы семечко проросло?
  3. Почему семечку стало грустно? Как вы думаете, если бы елка вежливо разговаривали с семечком, изменилось бы его настроение?
  4. Как переносятся семена ели?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того, чтобы вырастить ёлочку из семян, необходимо, чтобы семена были созревшими, иначе  ничего не получится. Шишки нужно заготовить  поздней осенью, чтобы не ошибиться.

        Сразу нужно замочить семена в слабом растворе марганцовки на полчаса, обсушить и отправить на стратификацию (замораживание) в холодильник, на 2-3 месяца. В конце апреля можно приступать к посеву. Семена для скорого набухания замачивают в тёплой воде на сутки и высевают в специальный парник (можно использовать ящик). Лучшая почва для посадки из елового леса. Семена не закапывают в землю, а раскладывают и присыпают сверху примерно на 1 см. 

   Посадка саженца -  самый лёгкий и быстрый способ получить хорошее  дерево. Но есть один недостаток - саженцы стоят дорого, поэтому не каждому по карману. 

       Выращивание ёлки из веточки – третий способ. Веточки берут с верхушки молодой ели. С нижней  части веточки убирают все иголочки (5-6 см) и на полчаса погружают в розовый раствор марганцовки. Саженцы заглубляют на 5-6 см и хорошо укрывают. Полив и опрыскивание проводят несколько раз в день. После появления корней полив обычно уменьшают и затенение оставляют только в дневные часы. Молодые посадки нужно доращивать 3-4 года, только потом переносить на постоянное место.

       Пересадка ёлки из леса.   Плюс этого способа в том, что можно выбрать деревце 3-4 лет. Минус - ели плохо переносят пересадку. При выкапывании нужно постараться не повредить корень, он у ёлки стержневой и уходит довольно глубоко в землю. И ещё нужно сохранить как можно больший ком земли на корнях, тогда деревце будет меньше болеть на новом месте.

  

        Молодые саженцы боятся не только прямого солнечного света, но и заморозков, Поэтому нужно тщательно укрыть их и сверху хорошо присыпать снегом. Молодым деревцам на зиму нужно сделать окучивание торфом и обернуть укрывным материалом.

 

       Для того чтобы лучше изучить шишки, на качество семян проводят ряд экспериментов.

Опыт № 1  «Тонут ли шишки?»

Ход исследования: Опустить еловые и сосновые шишки в емкость с водой, чтобы выяснить, тонут они или нет.

Вывод: Шишки не тонут.

Наблюдали в природе: Плавающие шишки можно увидеть нередко в реке, в озере, особенно лесных водоемах. Иногда река переносит шишки на большое расстояние.

Опыт № 2 «Шишки в разную погоду»

Ход исследования:  Чтобы узнать, как выглядят шишки ели в сухую и мокрую погоду, принесите мокрые шишки с прогулки и положили их возле батареи. Шишки раскрылись. Затем положите шишки на несколько дней на солнечный подоконник. Чешуйки шишек раскроются ещё больше. Если  потрясти шишки, из них высыпятся семена. Если  рассмотреть  эти семена через лупу то можно уувидеть, что у семечка есть крылышко, как у клёна.

Вывод: Во влажную погоду шишки закрываются, их чешуйки плотно прилегают друг к другу. В сухую погоду и в сухом помещении шишки раскрываются.

Наблюдали в природе: Внутри шишек находятся семена. Они не должны намокать, поэтому во влажную погоду чешуйки закрывают их, словно одеяльца. В сухую же погоду шишки раскрываются, и из них высыпаются семена, которые могут прорасти.

Опыт № 3 «Почему открываются и закрываются сосновые шишки?»

Ход исследования:  Если взять несколько  открытых сосновых шишек и опустили их в ведерко с водой, то через 2 часа шишка в воде закроется. Вывод: Чешуйки шишки закрываются от воздействия влажности.

Опыт № 4 «Может ли влиять температура воды на скорость открывания и закрывания сосновой шишки?»

Ход исследования:   Взять 2 ведерка с водой – одну шишку опустить в холодную воду, а вторую в горячую. Шишка, которая находилась в ведре с горячей водой, закроется  быстрее. Вода в ведёрке с горячей водой окрасится в розовый цвет, вкусно запахнет смолой.

Вывод: скорость закрывания шишки зависит от температуры воды, чем температура выше, тем быстрее закрывается шишка.

Опыт  № 5  «Замораживание шишек».

Ход исследования: Раскрытую шишку положить в воду и заморозить. После заморозки шишка закроется.

Вывод: В воде  и холоде шишки закрываются.

Наблюдали в природе:  Таким образом природа помогает шишке защищать свои семена.

Опыт № 6 «Влияет ли  на солнечный свет  на шишки?»

Ход исследования: несколько  шишек положить на свет, а другие в тёмное место. Те шишки, что лежали на подоконнике, останутся открытыми, а те, что лежали в тёмном месте, закроются.

Вывод: Солнечный свет влияет на раскрытие шишек.

 

Посадка и уход за сосной

Посадка: с конца августа до середины сентября или с конца апреля до начала мая. Освещение: яркий солнечный свет.

Почва: для заполнения посадочного котлована готовят смесь из 2 частей почвы из верхнего плодородного слоя, 2 частей дерновой земли, одной части песка или глины, 100 г Кемиры-универсал и 50 г Нитрофоски. В кислый грунт добавляют 200-300 г гашеной извести.

Полив: взрослая сосна в искусственном увлажнении не нуждается, а саженцам первые два года после посадки нужно устраивать в октябре влагозарядковый полив. Только румелийская сосна требует 2-3 поливов за сезон при расходе 15-20 л воды на каждое растение.

 Подкормки: первые два года после посадки один раз в сезон в прикорневой круг вносят раствор комплексного минерального удобрения из расчета 40 г на м². В дальнейшем питание будет происходить за счет хвойной подстилки. Размножение: семенами, черенками и прививкой.

 Вредители: тля, хермесы, хвойные червецы, сосновые щитовки, сосновые подкорные клопы, паутинные клещи, рыжие сосновые пилильщики, сосновые шелкопряды, побеговьюны, гусеницы сосновой пяденицы и сосновая минирующая моль, шишковые огневки, шишковые смолевки, большие и малые лубоеды, усачи, златки, слоники и смолевки точечные.

Болезни: ржавчина, сосновый вертун, ржавчинный (смоляной) рак, снежное шютте, склеродерриоз (зонтичная болезнь), некроз коры.